ВВЕДЕНИЕ
С окончанием учебного года для школьников наступает беспечная пора — каникулы, время игр и развлечений, но к играм детей у педагога должно быть не менее серьезное отношение, чем к учебной деятельности. Педагог должен ясно понимать, в чем именно заключается ведущая роль игры, должен знать законы и этапы ее развития в детском коллективе.
Предлагаемые методические рекомендации ставят своей целью помочь пионервожатым и воспитателям в организации игр на местности с ориентированием среди младших школьников. Все описанные игры носят дидактический характер, направлены на формирование навыков и умений при ориентировке на местности.
Игры на местности с ориентированием являются действенным методом формирования личности, они гармонично развивают у ребенка физические и психические качества, развивают у них стремление познавать мир, компенсируют городским детям оторванность от природы, воспитывают чувство сопричастности и бережное отношение к ней.
ИГРЫ НА МЕСТНОСТИ В ПИОНЕРСКОМ ЛАГЕРЕ И ИХ ПОДБОР
Большая часть школьников проводит каникулы в пионерских лагерях, но в последнее время многие пионервожатые отмечают, что жизнь в пионерских лагерях теряет в среде ребят свою былую привлекательность. Почему это происходит? Ответить на этот вопрос можно, наблюдая развитие игровой деятельности в детских коллективах в различных социальных средах.
Отрицательное отношение ребят к жизни в пионерских лагерях кроется в догматичном подходе к организации игровой деятельности пионеров. Педагог должен вовремя помогать детям найти новые мотивы игры, которые придали бы смысл их отдельным игровым действиям. Исходя из этого, на первый план выдвигается задача подбора тем и сюжетов игр. Тема игры во многом определяет мотивации играющих детей.
Организаторам игр на местности мы рекомендуем искать свои темы в истории Великих географических открытий, в истории появления и развития топографических карт, использовать бытовые и сказочные сюжеты.
Романтика путешествий заставляет учащеннее биться сердца ребят. Они с удовольствием идут в походы по новым, неизвестным дорогам, расширяя для себя окружающий мир. Завидуя знаменитым путешественникам прошлого, ребята представляют себя открывателями «затерянных миров». Благодаря фантазии и страстному желанию приключений, ребята легко вживаются в образы романтических персонажей игр. Парк для них становится девственным лесом, лесная полянка — необозримой степью, ближние холмы — высокими горами, а дальний лес превращается в неоткрытый континент, где обязательно обитают неизвестные животные и дикие племена.
Входя в мир игры, ребенок остается в образе даже после окончания игры. Это положение должно учитываться педагогом при выборе темы игры. Они должны логически вытекать из тематики ранее проведенных игр. Тема и сюжет определяют целевую установку действий в игре. Удачно выбранная тема облегчает руководителю игры проведение воспитательной работы, помогает ему в непринужденной форме обучать ребят ориентированию на местности.
Тематика игр на местности чаще связывается с военизированными играми ребят. Мы против излишней милитаризации игр, которая чаще негативно влияет на нравственное формирование личности ребенка.
Первостепенной задачей для организации игры является сплочение коллектива. Для этого необходимо: 1) вынести на поверхность правила игры и научить детей следовать им;
2) помочь осознать ребятам необходимость подчиняться групповым требованиям, дать им возможность самостоятельно контролировать поведение друг друга и свои действия, объяснить, что невыполнение групповых норм в реальных отношениях ведет к дезорганизации игры. В результате установления групповых норм внимание переносится с организации поведения на сами игры.
К первым осознанным ребенком формам игровой деятельности относятся сюжетно-ролевые игры, когда он берет на себя игровую роль, воспроизводя определенные этой ролью игровые действия. Для таких действий характерна подражательность.
Эти игры направлены на преодоление страхов, на развитие воображения, мышления.
В более позднем возрасте предпочитают ребята игры «с правилами». Развиваются они из сюжетно-ролевых игр, правила игры формируются из сюжета. Эти игры направлены на воспитание произвольного поведения, внимания, наблюдательности.
Игры на местности с ориентированием вбирают черты как сюжетных игр, так и игр по правилам; каждая описанная ниже игра может быть проведена с опорой как на сюжет, так и на правила, в зависимости от задач, решаемых педагогом. Предлагаемый ниже порядок проведения игр на местности основан на сложности и важности дидактических задач, решаемых на каждом возрастном этапе. Однако педагог должен помнить, что не стоит в ходе игры слишком подчеркивать ее дидактические задачи, иначе игра приобретает характер официального занятия. Организатор игры должен помнить, что мотив игры заложен в самой игре.
Опыт показывает, что правила игры приходится приспосабливать к разным обстоятельствам, изменять которые можно лишь при подготовке, но не в ходе игры. Надо идти от простых игр к более сложным. Играющие получают от игры удовольствие и удовлетворение, когда они твердо знают ее правила. Поэтому нежелательно часто переходить к новым играм. Достаточно провести знакомую игру в другой местности, и она воспринимается играющими как новая.
Название игры | Задачи | Возраст | Этапы |
Привыкание к лесу | 7—10 | начальный | |
Ориентирование в усложненных условиях | 10—12 | начальный | |
Определение расстояния на глаз | Научить определять расстояния. Научить определять стороны света по объектам местности. Научить работе с компасом | 10—12 | I |
Научить схематически изображать местность | 10—12 | II |
БЕЗОПАСНОСТЬ ИГР С ОРИЕНТИРОВАНИЕМ НА МЕСТНОСТИ
Район игры должен иметь четкие, однозначно опознаваемые границы (край озера, край большой поляны, берег реки, железная дорога, шоссе, широкая просека). Руководитель игры должен убедиться, что все участники игры знают границы района игры, знают возможные пути выхода в лагерь в случае потери точной ориентировки. Первые игры мы рекомендуем организовывать на территории лагеря.
Передвижения по местности младших школьников мы рекомендуем организовывать парами или небольшими группами. Это обеспечивает их более уверенное передвижение по незнакомой местности, взаимоконтроль.
Участник должен точно знать контрольное время проведения игры, должен знать звуковые или другие сигналы, оповещающие об окончании игры и возвращении из леса (это условие обязательно должно быть включено в сюжет или правила игры).
Перед началом проведения игры руководитель должен убедиться, что в районе проведения игры нет опасных мест (колючей проволоки, опасных болот, обрывов и т. п.), а об имеющихся опасных местах дать информацию участникам игры и наиболее опасные — огородить волчатником.
На безопасность проводимых игр влияет также масштаб используемых карт. Масштаб карт выбирает руководитель игры так, чтобы зрительно легко сопрягались различные объекты местности с их изображением на карте.
Предлагаемые ниже сюжетно-ролевые игры ставят своей целью снять страхи ребенка перед лесом.
Передвигаясь в лесу по размеченному маршруту, да еще и в группе, ребенок более уверенно преодолевает встречающиеся на пути преграды. Смело пробегает по захламленному лесу и высокотравью, уверенно передвигается по болоту.
Эмоциональность этих игр также позволяет снять страхи перед лесом.