ИГРЫ НА МЕСТНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТ
Уже в детском возрасте каждый человек способен ориентироваться в окружающей среде. Это является жизненно важным качеством. Перемещаясь в пространстве, он планирует и контролирует свои действия относительно видимых им объектов. Однако зрительно воспринимаемое пространство ограничено малой площадью, что затрудняет ориентировку в незнакомой местности. Топографическая карта позволяет расширить представление об окружающей местности. Читая карту местности, ребенок может планировать свои передвижения относительно объектов, непосредственно не видимых в данный момент ориентировки. Умение читать карту и оперировать картографической информацией для передвижения в пространстве жизненно важно.
Восприятие карт вызывает определенные трудности и требует специальной подготовки. Психологи и педагоги считают, что наиболее эффективно развитие умений и навыков идет у ребенка в игре. «Сознательное управление психическим развитием ребенка совершается прежде всего путем управления основным, ведущим отношением его к действительности, путем управления ведущей его деятельностью». Задача педагога «…научиться управлять игрой ребенка. А для этого (педагогу) нужно уметь подчиняться законам развития самой игры, иначе, вместо управления игрой получается ломка игры» (А. Н. Леонтьев, 1981 г.).
В этом разделе методического пособия подобраны игры, которые могут проводиться без СПЕЦИАЛЬНЫХ КАРТ.
Предлагаемая последовательность применения тем игр основывается на предполагаемом появлении и становлении картографической информации. Такой подход к подбору сюжетно-ролевых игр, на наш взгляд, поможет обеспечить более осознанное овладение картографической информацией, формирует практические навыки и умения изготовления простейших схем местности.
Ученые считают, что первая карта появилась 40000 лет назад вместе с членораздельной речью. Вот как это было: потребность сохранить для себя и передать другим информацию о путях к местам добычи пищи и охоты привела к необходимости чем-то отметить эти пути на местности. Охотники племени научились закреплять свои следы отличительными предметами: камнями, ветками, костями животных, — выкладывая из них на местности сигнальные знаки, каждый из которых имел свое значение — направляющие, информирующее, предостерегающее. Система условных знаков, выложенная охотниками, явилась первым картографическим изображением — моделью местности и а самой местности в масштабе 1:1. Дополнительную информацию о знаках на местности охотники передавали устно из поколения в поколение.