Утренний бриз раздувал паруса
Горизонт
Современная техника дает нам удивительные возможности, чтобы совершить виртуальные путешествия в любые места мира даже не выходя из дома
Виртуальные путешествия
Дни Кирилла в деревне проходили без инета. Обычно он просыпался под приятную музыку, которая была закачана в его смартфон, а здесь каждый день начинался с кукареканья. Кирилл терпел и петуха, и обязательную кружку молока, но скуку… — Чем заняться в деревне?
В деревню
С неё он подолгу всматриваться в «небесный монитор», угадывая какую форму примет очередное облако — будет ли это рыба, заглатывающая слона, или верблюд, расплывающийся медузой и улетающий птицей, распустив крылья…
Без интернета
Колобка, с картой, Кирилл встретил на развилке лесных тропинок, когда пытался угадать, какая из них выведет его из зарослей...
Колобок - ориентировщик
Голову тренера ориентировщиков украшала спортивная шапочка с торчащими из неё куриными перьями.
Игровая тренировка
а в траве выстраивали круги рослые ребята — белые ножки, оранжевые шляпы
По грибы
Крошечный муравей, в ржавом панцире, вцепился своими клещами-жвалами в кожу, упираясь в нее шестью лапками. Это зрелище вызвало у Кирилла улыбку: «Такое маленькое существо — муравей, а как бесстрашно обороняет свою территорию от такого большого чужака, как я.»
Лесной муравей
Кир шёл за Яном, который без остановки продолжал вещать: - В зависимости от того, сколько муравьев в семье, идет разделение труда. В небольшой семье все ее члены могут заниматься разными видами деятельности, соблюдая принцип взаимозаменяемости. А вот в большой семье появляются специализации и за отдельными муравьями закрепляются свои профессии. Кир задумался: «Какую профессию должен я выбрать, чтобы быть полезным семье муравьев?»
Другая реальность
Но ещё больше поразил Кира муравей, стоявший на задних лапах у сруба, он поворачивался: то в профиль, то в фас. демонстрируя свою голову, грудь, брюхо и ноги, как будто отлиты из золота. Его голова сердцевидной формы была оснащена парой усов, расположенных в ямках между глазами. Каждый ус состоял из 12 членов. Муравей производил впечатление восьминогого паука.
Рыжий
Ян
Ян-Защитник
Мир муравьев
Мир муравьев
Только помощь ближним может превратить маленького муравья в большого, который легко находит путь…
Семья
В школу ориентирования рекруты шли непрерывной колонной
Школа ориентирования
Образы скопированной карты и пейзажи местности, которые хранились памяти коллективного разума совместились.
Карты из памяти коллективного разума
Игры на местности с ориентированием
Игры на местности с ориентированием
Руководитель назначает одного из игроков, знающего хорошо район игры, «лисой». Остальные игроки становятся «охотниками». «Лисица» убегает, оставляя на кустах и деревьях через 20 шагов клочки шерсти (яркие кусочки бумаги).
Лиса и охотники
Руководитель игры уводит группу в лес. Капитан группы размечает путь, по которому их ведут.
Тропою мальчика-с-пальчика
В условиях ограниченной видимости в ночном лесу ориентирование затруднено» дорожка может легка исчезнуть из-под ног. Человек, стараясь двигаться прямолинейно, обычно кружит, возвращаясь в исходную точку движения. На помощь зрению приходит слух. В тишине ночи слышны самые далекие звуки: лай собаки», шум железной дороги, шоссе и другие таинственные звуки.
Игры с ориентированием в ночном лесу
Молодые охотники проходят испытания. Испытание проводится ночью на участке местности вокруг священной горы. Жрец племени раскладывает днем вокруг горы несколько костров. Гора должна быть хорошо видна с тех мест, где будут разведены костры. После захода солнца жрец зажигает костры.
Ночные испытания
Участники игры делятся на две команды — команду «светлячков» и команду «искателей». В команде «светлячков» должно быть шесть игроков, в команде «искателей» не более двадцати.
Искатели светлячков
По сигналу начала игры «светлячок» через каждые 30 секунд мигает фонарем в направлении костра, после чего прячется или перебегает на новое место. «Светлячок» отдает фонарь игроку, прикоснувшемуся к нему рукой. Побеждает игрок, у которого в конце игры остается фонарик. Игра продолжается не более двух минут.
Пятнашки светлячков
С наступлением темноты играющие собираются на месте старта и поочередно стартуют с интервалом 2—3 минуты. Лучом фонарика они высвечивают «светящуюся тропу» и бегут по ней.
По светящейся тропе
У зайца на спине и груди укрепляются отражатели, также у зайца имеется свисток. Зайцы отправляются в путь и через каждую минуту свистят.
Ночная охота на зайцев
Между контрольными точками лес должен быть безопасным для ночного передвижения без фонаря. Контрольные точки отмечаются бумажными фонариками со свечой внутри.
Ночной поиск
Все группы выходят одновременно, по первому звуковому сигналу
По ночному лесу на звук
С определенных точек этого маршрута он просит определить расстояние до различных объектов местности. Расстояние до объектов от 50 до 200 метров.
Определение расстояния на глаз
На местности размечают дистанцию, расходящуюся в три стороны. Одно ответвление — по дороге или по тропинке; второе— по бездорожью, сухой и ровной местности и третий — по мягкой болотистой местности.
Звездная тропа
На старте игры судья завязывает капитанам команд глаза и отводит их на расстояние до полукилометра.
Поиск капитана по его записке
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОРОН ГОРИЗОНТА БЕЗ КОМПАСА
Приблизительное определение сторон горизонта без компаса
Руководитель игры размечает кроссовую дистанцию протяженностью 1—3 километра, с тремя природными объектами на каждом километре дистанции. Объекты местности, по которым нужно определить направление на север, руководитель игры обозначает четырьмя табличками, устанавливая их вокруг объекта с севера, юга, запада, востока; на табличках пишет буквы.
Кросс с определением сторон света
Объекты, через которые проходит дистанция, находятся в поле видимости один от другого. Объекты местности обозначаются руководителем игры так же, как в предыдущей игре. Руководителем игры оборудуются также «тормозные объекты», которые устанавливаются на двух ошибочных направлениях, по которым возможен уход ребят. На «тормозном объекте» должно быть написано, чтобы участник игры вернулся к предыдущему объекту.
Бег по направлению
Охотник Длинное Перо собрался на рыбалку, но у него не было поплавка. Он решил сделать его из оказавшихся под рукой пробки и стальной иглы, проткнув пробку иглой. Импровизированный поплавок опустил в чашу с водой, чтобы проверить ее плавучесть. Пробка с иглой устойчиво плавала, а главное, что заинтересовало охотника, острие иглы, как бы он ни бросал поплавок, поворачивалась в одну сторону, на север.
Магнитная игла — зов предков
Руководитель игры предварительно определяет по компасу магнитные азимуты на ряд самых удаленных видимых местных предметов.
Определение ориентиров
Дистанция состоит из азимутных отрезков. Финиш обозначается флажком. Вокруг него размещаются такие же флажки. Точное местонахождение финиша известно лишь руководителю игры. На поворотах дистанции никакие указатели не выставляются.
Ориентирование на площадке
Уже в детском возрасте каждый человек способен ориентироваться в окружающей среде.
Игры на местности с использованием карт
Вождь племени слышал от предков о существовании Великой карты, видел он и таинственные фигуры, выложенные из различных предметов и выбитые на скалах, но он не понимал их значения. Разгадать тайну знаков и найти Великую карту предков вождь отправлял следопытов-охотников.
По тропам предков
Охотник, преследуя раненого оленя, на каждом повороте своего пути через пятьдесят шагов оставляет стрелу, показывающую направление его движения.
Бег по стрелам
Охотник-следопыт отправляется на поиск потерявшихся охотников. Во время кратких остановок он зарисовывает на грунте пройденный путь.
По схеме на песке
Многократные зрительные наблюдения местности охотниками позволили воспроизвести по памяти взаимное размещение предметов и путей передвижения на местности в виде ее модели на небольшой, покрытой глиной плите в уменьшенной форме с помощью камней, ракушек, палочек, веток, листьев, шишек, перьев, ремешков, мха и других мелких предметов. Каждый охотник, возвращаясь из леса, наносил новые подробности о местности, где он охотился, места стоянок, тропы.
Карта лесного племени
Охотники научились делать более мелкие изображения, изменился масштаб (количество шагов в одном сантиметре увеличилось). Потребовалось умение чертить тонкие линии. Охотники зарисовывали схематично свои маршруты и передавали их в хранилище карт. Хранитель карт сохранял эти изображения местности в особом месте, общественном хранилище, и при необходимости выдавал карты охотникам.
Хранилище карт
Среди карт были старые картинки, переданные старым хранителем карт. Рассматривая эти картинки, он заметил, что они напоминают карты охотников. Речка на картинках старого хранителя карт изгибалась так же, как и линия на карте одного из охотников. На изгибе вместо точки, обозначающей скалу, была изображена скала.
По картам с картинками
Вождь племени получает известие, принесенное собакой охотника, что в урочище Каменный мох лежит раненый охотник. Вождь посылает на поиск охотника следопытов.
Поиск охотника